Радиоэлектроника, связь, аудио, видео и многое другое
профессионалам и любителям радио.


История радио и электроники Справочная информация Радиоприборы и их устройство Электрические измерения и ремонт Электроника в быту Радиолюбительская технология Радио начинающим и профессионалам
История радио
и электроники
Справочная
информация
Радиоприборы
и их устройство
Электрические
измерения и ремонт
Бытовая техника
и электроника в быту
Радиолюбительская
технология
Радио начинающим
и профессионалам
ПОИСК:  
 Шрифт 
 

 

= Электронное меню =

 

 

= Новые публикации =


ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ СОЛНЦЕ
подробнее

Изобретение осветительной дуговой лампы
подробнее

Первые в мире лампы накаливания
подробнее

Электричество — источник тепла. Изобретение электросварки.
подробнее

Изобретение электродвигателя в России. Работы Якоби и Ленца.
подробнее

Дальнейшее развитие электротехники. Работы Столетова. Первые генераторы.
подробнее



«Игрушки» Второй мировой


Тема: Интересно знать
Обновлено: 19.12.2010 - 05:03

«Удивительнее всего было то, что во всей этой стихийной борьбе, во всех этих машинах не было ни одного человека. На поле сражения проливалась не человеческая кровь, а расплавленный металл, валялись не груды мяса, а стальные обломки. Это была в подлинном смысле слова война машин. Люди где-то сидели, сидели вдали и направляли машины, которые как будто стали живыми существами» (А. Беляев, «Борьба в эфире»).

Телетанки в СССР

Американские сапёры разбирают германские «игрушки» Мечта оснастить дистанционным управлением боевые машины появилась у военных чуть ли не одновременно с наступлением эпохи радио. К примеру, роман «Борьба в эфире», написанный советским фантастом Александром Беляевым в 1927 году, уже тогда не казался фантастикой, ведь в нашей стране вовсю велись разработки безэкипажного танка. Подобные работы проводились и на Западе. В 1933 году журнал «Вокруг света» писал: «В Америке управляли по радио кораблем, во Франции с Эйфелевой башни — подводной лодкой, в Англии — танком. Придуманы радиосуда, вся передняя часть которых начинена взрывчатыми веществами. Но, наверное, и против такого радиоуправления найдут способы борьбы. Ведь нет такого замка, к которому нельзя подобрать ключ».

В феврале-марте 1930 года в Ленинградской области прошло первое испытание управляемого по радио танка Т-18 (телетанка — по терминологии того времени), построенного на базе французской боевой машины «Рено FТ». С помощью дистанционного управления «Река-1» танк мог выполнять три команды.

Результаты испытания оставили желать лучшего. Т-18 оказался совершенно не приспособленным для управления на расстоянии. Легкому узкоколейному танку достаточно было наехать на небольшой камень или попасть гусеницей в неглубокую воронку, чтобы сбиться с пути, и оператор вынужден был постоянно координировать направление движения.

Но, несмотря на неудачи, работы продолжались. Весной 1932 года на московский полигон выехал очередной бронированный робот. На этот раз базой для него послужил более тяжёлый танк Т-26 с двумя башнями.

Двухбашенный телетанк Т-26

Что же представляло собой это «чудо техники»? Внешне танк отличался от серийного только наличием двух забронированных антенн на башнях. А вот внутри произошли серьёзные изменения. На элементах управления танком стояли пневматические манипуляторы. В двигательном отсеке постоянно работал компрессор, нагнетавший воздух в специальный баллон. Подачей воздуха из баллона в поршни манипуляторов управляли электромеханические реле, подчинявшиеся в свою очередь радиокомандам. В те времена транзисторов ещё не существовало, и всё внутреннее пространство танка было забито стеклянными и металлическими колбами электронных ламп, закрепленными на специальных амортизаторах. «Водитель», следовавший за опытным экземпляром в обычном танке, держал в руках пульт с множеством кнопок. Новая система «Река-2» позволяла оперировать уже шестнадцатью командами. Помимо движения вперед-назад, поворота самого танка или башни и переключения скоростей, появилась возможность выпускать дымовую завесу, распылять отравляющие вещества и вести стрельбу из огнемета или пулемета. Дальность управления беспилотной бронемашиной составляла около полутора километров, а в случае ухода из зоны действия радиосигнала телетанк останавливался и «дожидался» своего оператора.

Несмотря на явные капризы техники, такие как серьёзная зависимость от погоды или даже от наличия поблизости линии электропередачи, было решено, что танк удовлетворительно прошёл все испытания, и новинка поступила на вооружение Красной Армии. К 1938 году было создано 28 так называемых телемеханических групп, состоявших из 56 танков. «Ведущие», с экипажем и оператором внутри, получили индекс ТУ, а «ведомые», собственно телетанки — индекс ТТ.

Батальоны роботов

К началу Второй мировой войны Красная Армия располагала уже двумя батальонами телетанков. Однако проявить свои боевые качества в деле они так и не смогли. Один батальон, находившийся под Ровно, немцы разбомбили буквально в первые месяцы войны. Второй (217-й танковый батальон) в то время базировался под Ярославлем. Когда фашисты подошли вплотную к Москве, высшее руководство, справедливо рассуждая, что обученный танкист надежнее экспериментальной техники, велело снять с телетанков всю электронную и механическую начинку и, укомплектовав экипажами, бросить машины в бой.

Существовал ещё один вариант советского телетанка. «Подрывник», спроектированный военным инженером А. Кравцовым, он не имел башни, зато обладал мощным бронированием и усиленной ходовой частью, гораздо более надёжной, чем у серийного Т-26. С его помощью планировалось подвозить к ДОТам противника броневой ящик, содержащий от трехсот до семисот килограммов взрывчатки. Командой по радио приводился в действие механизм сброса. От удара о землю включался взрыватель с задержкой пятнадцать минут — за это время нужно было успеть увести танк из зоны уничтожения.

В отличие от своих неудачливых собратьев, «Подрывнику», возможно, довелось побывать в настоящем бою во время советско-финляндской кампании. Почему «возможно»? Об этом можно судить по сохранившейся стенограмме совещания при ЦК ВКП(б) по обмену опытом боевых действий против Финляндии: «17 апреля 1940 года. Ермаков (комбриг, командир 100-й стрелковой дивизии): "...Товарищи, необходимо сказать, что мы применяли телетанки, но условия не позволяли применить их в более широком масштабе. Телетанки нам оказали помощь — особенно при взрыве ДОТов № 39 и № 35. Эти ДОТы были самыми страшными, но они были подорваны.

...Танки работали неплохо, они себя оправдали, но мы не всегда их смогли применять в силу того, что местность имела большое количество воронок. Всё же, несмотря на это, мы их применяли. Во всяком случае, танки себя оправдали».

Согласимся, что как-то неуверенно, не по-военному звучат слова комбрига Ермакова. Вроде бы и пригодились телетанки, но остается ощущение, что проку от них было мало. В заснеженных лесах Карелии и с серийной боевой техникой появлялись серьёзные проблемы, что же говорить об экспериментальных машинах.

Собственно, на этом эпопея советских телетанков закончилась.

«Голиафы» Третьего рейха

Британский офицер испытывает трофейный «Голиаф»Попытки создать радиоуправляемые танки предпринимались и в фашистской Германии. Фюрер обожал всевозможные технические новинки и щедро финансировал их разработки, надеясь получить в результате невиданное чудо-оружие.

Так появился на свет «Голиаф», предназначенный для тех же целей, что и «Подрывник». Детище германских инженеров представляло собой бронированную тележку на гусеницах, управляемую по радио или с помощью километрового кабеля, и способную доставить к позициям противника девяносто килограммов взрывчатки. «Голиаф» в противовес своему имени имел достаточно скромные размеры: 60 см в высоту, 67 см в ширину и 120 см в длину. Впервые фашисты применили свои телетанки в Курской битве, но «Голиафы», что называется, «погоды не сделали». Большей частью им просто не удавалось добираться до цели. Либо они сами застревали на полпути, либо их уничтожали ещё на подходе.

На вооружении вермахта имелась и ещё одна экзотическая боевая машина на радиоуправлении. Телетанк В-IV весом в четыре тонны мог нести на себе тысячу килограммов взрывчатки и использовался в основном для созда¬ния проходов в минных полях. До прибытия в зону разминирования танком управлял водитель. Доставив машину к минному полю, водитель включал систему дистанционного управления и со всех ног мчался назад, в укрытие. Взрывчатка, которую содержал в себе телетанк, подрывала все мины в радиусе пятидесяти метров. Однако очень серьёзным недостатком этой техники было то, что далеко не всегда водители успевали покинуть опасную зону. В июне 1943 года фашисты, делая проходы в огромном минном поле в районе Малоархангельска, успешно использовали восемь машин В-IV, но потеряли при этом четырех водителей. А Курская битва, приговорившая к списанию «Голиафов», фактически поставила крест и на этих «радиосаперах».

Правда, в дальнейшем немецкое командование в отдельных случаях пускало в ход телетанки. Они участвовали в боях на улицах европейских городов и применялись для борьбы с десантом союзников на побережье Нормандии, но толку от них было крайне мало. Эпоха танков-роботов ещё не наступила...

Константин КАРЕЛОВ,
«Тайны XX века».

 

Просмотров: 4386

 «Адская машинка» профессора Пильчикова




Гостевая книга Связь

Радиолюбители всех стран,
объединяйтесь!

Радиотехнический портал «Радиобанк»
Радиотехника и электроника © KV 2010
О проекте Добавить в избранное
* Радио, электроника, электричество, связь. *  
Теория и практика инженеру и любителю.      
{who_online}