Радиоэлектроника, связь, аудио, видео и многое другое
профессионалам и любителям радио.


История радио и электроники Справочная информация Радиоприборы и их устройство Электрические измерения и ремонт Электроника в быту Радиолюбительская технология Радио начинающим и профессионалам
История радио
и электроники
Справочная
информация
Радиоприборы
и их устройство
Электрические
измерения и ремонт
Бытовая техника
и электроника в быту
Радиолюбительская
технология
Радио начинающим
и профессионалам
ПОИСК:  
 Шрифт 
 

 

= Электронное меню =

 

 

= Новые публикации =


ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ СОЛНЦЕ
подробнее

Изобретение осветительной дуговой лампы
подробнее

Первые в мире лампы накаливания
подробнее

Электричество — источник тепла. Изобретение электросварки.
подробнее

Изобретение электродвигателя в России. Работы Якоби и Ленца.
подробнее

Дальнейшее развитие электротехники. Работы Столетова. Первые генераторы.
подробнее

Трехфазные асинхронные электродвигатели и генераторы Доливо-Добровольского.
подробнее

Передача электроэнергии на расстояние
подробнее

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО — ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ВЕЩЕСТВА
подробнее

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ. ИЗОБРЕТЕНИЕ ТЕЛЕГРАФА В РОССИИ.
подробнее

{leftinfo}


Изобретение электродвигателя в России. Работы Якоби и Ленца.


 

Борис Семёнович ЯкобиОсенью 1838 года прохожие, столпившиеся на набережной Невы, с интересом следили за странной лодкой. На лодке не было гребцов. Были, правда, гребные колеса, но отсутствовала труба, не слышался стук двигателя, не виднелись клубы дыма и пара — обычных спутников паровой машины.

Какая-то непонятная сила заставляла вращаться гребные колеса, и лодка с четырнадцатью пассажирами быстро шла против сильного течения.

Так сто семьдесят с лишним лет назад испытывалось первое в мире судно, приводимое в движение электричеством, — «дедушка» современных гигантских электроходов.

Лодку с электродвигателем, питаемым батареей гальванических эле-ментов, спроектировал академик Борис Семенович Якоби (1801 — 1874). Он же изобрёл в 1834 году электродвигатель, годный для практического применения. В этой работе Б. С. Якоби опирался на законы электричества, открытые знаменитыми физиками французом А. Ампером и англичанином М. Фарадеем, и, в частности, на закон электромагнитной индукции, открытый Фарадеем в 1831 году. Якоби воспользовался и результатами исследований в области электромагнетизма, проведенных им самим совместно с академиком Э. X. Ленцем.

Мы по праву считаем Якоби пионером электроэнергетической техники: своим электроходом он практически использовал способность электрической энергии превращаться в механическую.

Электродвигатель Б.С. ЯкобиЭлектродвигатель Якоби открыл новую страницу в развитии техники. Пытаясь построить электродвигатель, многие конструкторы копировали в то время паровую машину. Так поступил, например, англичанин Пэдж, создавший свой двигатель в 1838 году, француз Бурбуз, построивший электродвигатель двумя годами позже. Эти изобретатели заставляли якоря своих машин двигаться под действием электромагнитов возвратно-поступательно (как движется поршень в цилиндре паровой машины): попеременно то в одну, то в другую сторону. Это движение якоря они передавали с помощью кривошипа валу.

Якоби пошёл другим путём. Решая вопрос об использовании электрической энергии, резко отличной от царившего тогда «его величества пара», Б. С. Якоби отбросил негодные в этом случае старые мерки, старые приёмы конструирования и предложил новую схему двигателя.

Электромотор Якоби представлял собой конструкцию, состоявшую из вращающегося барабана, на котором по окружности были укреплены электромагниты, и наборов электромагнитов, неподвижно сидящих на станине также по окружности. При включении тока электромагниты — подвижные и неподвижные — притягивались друг к другу. Происходил поворот барабана на небольшой угол. При вращении барабан посредством особого устройства — прообраза современного коллектора — производил переключение тока таким образом, что взаимодействие между полюсами электромагнитов постоянно подталкивало барабан.

Электрический двигатель Якоби давал «непосредственное постоянное круговое движение, которое гораздо легче преобразовать в другие движения, чем возвратно-поступательное». Этими словами изобретатель подчеркнул то существенно новое, что было в его двигателе.

Исключительно важной особенностью машины Якоби явилось то, что она была машиной с обратимым циклом. Двигатель Якоби мог работать и как генератор, то есть вырабатывать электрический ток, если бы его привели в движение, затратив на это механическую энергию.

В 60—70-х годах XIX века Якоби ещё более отчетливо и определённо раскрыл перед учёными принцип обратимости. Он заставил одну и ту же электрическую машину попеременно служить то генератором, то электродвигателем.

Обоснование важнейшего свойства электрических машин — их обратимость, осуществленная впервые в двигателе Якоби, — вытекало как следствие из обобщенного закона индукции, сформулированного академиком Э. X. Ленцем.

Ленц принимал живое участие в работах Якоби над электродвигателем. Они оба деятельно сотрудничали в Комиссии для исследования применения электромагнитов для движения машин, В отчете об их трудах по установлению принципов действия электромагнитных машин и законов электромагнетизма комиссия писала: «...комиссия представляет себе в удовольствие засвидетельствовать, что исследования Якоби и Ленца более и существеннее послужили в объяснении количественных отношений электромагнетизма, нежели другие какие-либо опыты новейшего времени».

Имя Бориса Семеновича Якоби мы будем вспоминать ещё не раз. В истории электротехники этот выдающийся учёный своими замечательными разносторонними трудами оставил глубокий след. Якоби воплощал в себе не только талантливейшего исследователя, но и крупного инженера-практика и педагога. Основанная им в Кронштадте «школа гальванеров» была одним из первых в мире электротехнических учебных заведений.

Академик Э. X. Ленц занимался главным образом теоретическими исследованиями. Величайшее значение в электротехнике имеет установленный им закон, указывающий направление индуктивного тока. Закон Ленца дает возможность электрику, зная направление тока, возникшего в проводнике, и положение этого проводника по отношению к другим, определить, в каком направлении потекут в проводниках индуктированные, наведенные токи.

Этот закон, известный каждому школьнику как «правило Ленца», и сейчас служит основой электродинамических расчетов, входит в золотой фонд теоретической электротехники.

Ценность этого теоретического вклада Ленца состоит ещё и в том, что он впервые установил связь между электромагнитными и электродинамическими явлениями. В этой работе Ленца говорилось: «работа перемещения первого проводника превращается в электрическую энергию во втором проводнике». Эти слова не что иное, как формулировка в применении к электричеству принципа сохранения энергии и превращения одного её вида в другой.

Ленц произнёс эти слова во времена, когда некоторые учёные делали из своих опытов заключения, обратные правилу, сформулированному Ленцем. Таков был общий уровень представлений об электричестве.

Неудивительно, что закон, дающий соотношение между величиной тока, электродвижущей силой источника тока и сопротивлением проводника, установленный в 1827 году немецким физиком Омом, — знаменитый закон Ома, — долгие годы никак не мог быть понят большинством тогдашних учёных.

Ленц и Якоби были в числе первых, кто понял смысл этого открытия и сумел оценить его пользу для науки об электричестве. Силой своего авторитета они помогли разрушить заговор молчания, более десятилетия окружавший труды выдающегося немецкого физика.

 


Гостевая книга Связь

Радиолюбители всех стран,
объединяйтесь!

{dmenu}
Радиотехнический портал «Радиобанк»
Радиотехника и электроника © KV 2010
О проекте Добавить в избранное
* Радио, электроника, электричество, связь. *  
Теория и практика инженеру и любителю.      
{who_online}