В 70—80-х годах XIX века продолжалось усовершенствование электродвигателя.
Несмотря на многочисленность конструкций электродвигателей, появившихся в эти десятилетия, все они были основаны на том самом принципе, который предложил Б. С. Якоби.
В 1889 году сербский физик Никола Тесла сделал изобретение, наметившее сдвиг в области конструирования электрических двигателей,— он предложил систему двухфазного переменного тока. А в 1890 году произошло событие, совершившее переворот в технике переменных токов. Русский инженер Михаил Осипович Доливо-Добровольский (1862—1919) изобрёл новую систему электрического тока — трехфазный переменный ток — и сконструировал для него специальный трансформатор и совершенно новый электродвигатель — трехфазный асинхронный мотор, несравненно более простой и удобный, чем двигатель постоянного тока.
Генератор трехфазного переменного тока, построенный Доливо-Добровольским также в 1890 году, представлял собой, по сути, электрические машины, сидящие на одном валу и имеющие общий статор. Обмотки этих машин были сдвинуты относительно друг друга на одну треть окружности, на 120 градусов. Поэтому токи, уходившие от альтернатора по трем проводам, также были «смещены» на 120 градусов. Это значит, что когда в одном из проводов напряжение возрастало в положительную сторону, в другом оно падало, а в третьем росло в отрицательную сторону. Создав работающий на этом токе трехфазный асинхронный двигатель, изобретатель необыкновенно выгодно и гениально просто использовал особенности трехфазного тока. Такой двигатель имеет три обмотки. Питаемые трехфазным током, они создают в пространстве, обхватывающем ротор, вращающееся поле, которое увлекает с собой в движение и сам ротор.
Вращение магнитного поля, достигавшееся ранее с помощью сложной системы переключений, рождалось в двигателе русского изобретателя само собой, в силу природы трехфазного тока.
Так появился на свете двигатель трехфазного тока, родоначальник бесчисленной армии электромашин, составляющих «мускулатуру» современной промышленности. С появлением этого изобретения электросиловая техника получила всё для своего расцвета. Выносливые, неприхотливые, простые и надежные моторы трехфазного тока стали технической основой электрификации промышленности. Основной тип электродвигателя был создан. Но развитие техники требовало генераторов и двигателей со специальными качествами.
И в эту область сделали свой вклад электротехники.
Уже в 1912 году русский инженер, впоследствии член-корреспондент Академии наук В. П. Вологдин создаёт альтернатор высокой частоты, пришедший на смену катушкам Румкорфа. Это изобретение способствовало расцвету радиотехники, так как позволило отказаться от «искровых» радиопередатчиков — маломощных и неустойчивых в работе.
Неустанно совершенствовались и формы использования электропривода. Электрический двигатель стал завоевывать не только промышленность, но и транспорт.
Одна за другой предлагались конструкции электрических экипажей и лодок — потомков той, на которой Б. С. Якоби плавал по Неве.
В 1903—1904 годах русскими инженерами были построены электросуда «Сармат» и «Вандал». Дизели этих судов, вращая динамо-машины, передавали посредством тока свою мощность электромоторам, соединенным с валами гребных винтов.